Советы психолога




Что рисуют наши дети? (по результатам опроса)

 Прекрасно, что в век компьютерных игр, телевизора, и других благ цивилизации детишки не забывают о таком простом, приятно и полезном занятии, как рисование.

Что дети любят рисовать? Действительно ли излюбленные темы меняются с возрастом? Отражается ли на выборе темы для рисования новый опыт? Многие, наверное, думают, что дети сейчас "продвинутые", увлекаются фантастикой, техникой. В какой степени рисунки современных детей отличаются от рисунков их сверстников, сделанных лет 10 назад. Но есть постоянные темы, близкие детям всех поколений - это люди, природа,  дома и строения, животные, машины, семья. Самые маленькие рисуют линии, черточки, круги.




Рисунок ребенка (11 месяцев)
Ближе к трем годам появляются изображения людей. Ну а с четырех лет малыши "обозначают" свои изображения: "это - ракета", "это - дождик", "это - мама", хотя, по сути, на листе изображаются все те же черточки-кружочки. К 4-м годам появляются любимые темы, например, "Космос", "Животные", "Семья", "Роботы". После пяти лет ребенок может нарисовать многое - цветы, сюжетные зарисовки, придумывает свои способы изображения, смешивая техники (в одной картине используются фломастеры, карандаши, аппликация). В 7-8 лет ребенок с помощью рисования придумывает целые истории, сказки. В любом возрасте у ребенку могут быть любимые темы для рисования. Выбор темы говорит о многом, например, если ребенок постоянно рисует семью, тщательно прорисовывая все фигуры, объясняя, кто чем занимается, то в данный момент он испытывает потребность в крепкой, благополучной семье, в уюте и любви. Тема остается любимой, пока она актуальна в жизни ребенка.


Рисунок ребенка (2 года 6 месяцев)

"Человек"
Рисунок ребенка (3 года 4 месяца)

Чем дети предпочитают рисовать? Фаворитами оказались краски и фломастеры. Это самый яркий и простой материал для творчества. На втором месте идут цветные карандаши. Ими рисовать сложнее, нужно достаточно сильно нажимать, но не переусердствовать . Интересно, что большинство любителей цветных карандашей оказались в возрасте после пяти лет! Далее идут авторучки и простые карандаши. Казалось бы, ручкой рисовать легче, она оставляет достаточно яркий след, не нужно сильно нажимать. Может быть, ручку и простой карандаш предпочитают дети постарше? Нет, оказывается, и малыши до двух лет тоже любят авторучки, потому что часто видят их в руках у взрослых и "зеркально отражают" их предпочтения. Мелки и пальчики оказались самыми редко используемыми "орудиями" рисования. Думаю, это незаслуженно. Рисование пальчиками (окуная в краску, в воду) является исключительно полезным для детей всех возрастов, не только малышей до 2х-3х лет. С помощью такого рисования снимается скованность, стеснительность, страхи (многие дети боятся испачкаться, потому что мама будет недовольна!). Мелкая моторика также замечательно развивается, а через нее - мышление, речь. С помощью мелков можно создавать замечательные картины, их можно сочетать с красками, смешивать цвета, у них разная фактура, что очень полезно для развития моторики.


      
"Маме"
Рисунок ребенка (5 лет)

  

"Мишуткин дом"
Рисунок ребенка (6 лет 4 месяца)

"Собаки"
Рисунок ребенка (5 лет 5 месяцев)
 Часто предпочтения детей зависят от родителей. Если мама боится, что ребенок испачкается и поэтому не покупает краски или не знает, как рисовать мелками, считая, что карандаши лучше, то у ребенка просто не остается выбора, он рисует тем, что имеется под рукой.

Какие любимые цвета у маленьких современных художников? По результатам опроса мы увидели, что самые популярные цвета синий, зеленый, красный, желтый, далее идут оранжевый, розовый, голубой. Единицы предпочитают темные цвета (черный, серый). Кстати, упорное предпочтение этих "мрачных" цветов говорит о том, что ребенка что-то тревожит, он подавлен. Переизбыток красного также указывает на высокую тревожность, наличие страхов.
 Самые "детские" цвета - розовый, голубой, желтый. Их частый выбор говорит о потребности в любви, ласке, комфорте. Различные характеристики цветов начинаю "работать" примерно с 3х-4х лет, маленьким карапузам до 3х лет, как правило, все равно, каким цветом рисовать, лишь бы оставался яркий след на бумаге. А черный, коричневый, красный цвета достаточно яркие. Чем старше, тем избирательнее становятся дети, появляются любимые (часто используемые) цвета. В более старшем возрасте (от шести лет) ребенок стремится изображать реальный предмет, поэтому и цвета подбирает "к натуре".
Через рисунки можно проследить развитие ребенка, его интересы, настроения.

Моей дочери 6 лет, самое любимое ее занятие - это рисование. Мы собираем ее рисунки уже 4 года. По ним можно определить все стадии развития. Это интересно. Сейчас любит рисовать на ватмане, красками. Получаются большие картины. Каждую такую картину мы вывешиваем у нее в комнате. Скоро можно будет устраивать показ для друзей и родственников. Каждый рисунок отражает ее эмоциональное состояние. Очень просит отдать ее художественную школу. Возможно, так и сделаем.

 Спустя годы выросшее чадо оценит усилия родителей по сохранению его произведений. Во время разногласий с ребенком (в подростковом возрасте, например) будет проще найти общий язык, если напомнить ему о детстве рисунками, фотографиями, сохранившимися поделками. С помощью видеозаписей занятий с малышом, сохранения его рисунков можно справиться либо сгладить ревность к младшему ребенку.

 Некоторые дети (их мало) не интересуются рисованием.

Моя дочь очень любит рисовать, а сын, ему 6 лет по настроению. Хотелось бы узнать, если ребенок вообще не рисует или не проявляет желания, как к этому относится? Или каждому свое?

 В таком случае нужно понаблюдать за ребенком. Если нет проблем в развитии и воспитании (тревожность, наличие страхов, капризность, раздражительность и т.д.), то это особенность характера, нет ничего страшного - ребенок будет выражать себя (или уже делает это) в другой творческой деятельности: конструирование, сочинение стихов или сказок, пение и т.д.). Если же отказ от рисования сопровождается нарушением в поведении, ухудшением сна, появлением вредных привычек и т.д., то необходимо обратиться к психологу для того, чтобы помочь ребенку, так как это могут быть признаки развивающегося невроза, неблагополучия ребенка, и даже, в крайних случаях, проблем с психическим развитием. От характера ребенка зависит и постоянство в рисовании, одни дети любят рисовать регулярно, у них есть специально место для всех принадлежностей, другие же рисуют "наскоками", нерегулярно.

Заметила, что рисование для ребенка является не только способом самовыражения, но и хорошим психотерапевтическим средством.

 Полностью согласна. Психологи используют рисование как действенный метод коррекции страхов, тревожности, застенчивости, сочетают с другими коррекционными методами. Родители тоже могут помочь в решении некоторых "детских" проблем с помощью рисования. Часто дети интуитивно используют рисование именно для того, чтобы справиться со страхами, "отомстить" обидчику, "вылить" негативные эмоции. Рисуя, ребенок изображает окружающий мир, отношении между людьми такими, как он воспринимает, и часто его видение отличается от представлений взрослых. Отсюда и розовые коты, и огромные (на весь лист) мамы-принцессы с длинными волосами, и малюсенькие дети, забившиеся в угол листа. Один из способов преодоления страха - нарисовать его, а потом "расправиться" - зачеркнуть, порвать, переделать рисунок в нестрашный. Используя такую особенность детского рисования, психологи научились "читать" рисунки, выделяя закономерности изображения. Проективные методики ("чтение" рисунков на заданную тему: "Семья", "Человек", "Чего боюсь", "Каким хочу стать", "Несуществующее животное" и т.д.) являются наиболее информативными и достоверными методами тестирования детей-дошкольников (см. тест "Моя семья").

С ребенком важно быть рядом, чтобы он знал, для кого рисует; можно рисовать вместе; устроить картинную галерею в комнате. Все это необходимо, чтобы не пропал интерес к рисованию.

 Совсем не обязательно постоянно контролировать, что рисует ребенок, быть рядом с ним. Важно, чтобы ребенок знал, что его работу обязательно посмотрят, положительно оценят. Вы можете отбить интерес к рисованию, если станете навязывать ребенку, что рисовать, чем, когда и как.
Макс не любит, когда его просят изобразить что-то и предъявляют требования. Любит полет фантазии, рисует сериями "Самая большая в мире собака" (полосатая...), "Инопланетные деревья" и т.д.

* * *

Чем больше рисуешь с ребёнком (даже если вы не художник) тем быстрее и полноценнее ваше дитя узнаёт об окружающем мире, о вашем отношении к нему и выстраивает свой внутренний мир к окружающему его вещам, людям, живой природе.
 Думаю, вы убедились, что рисуя, ребенок развивается, успокаивается, решает "детские" проблемы и т.д. Рисование очень важно для ребенка. В истории сохранились примеры, когда в фашистских концлагерях во время ВОВ детям помогало выживать (физически и духовно) именно рисование, и рисовали они в то тяжелейшее время не ужас окружающей действительности, а прекрасные, светлые, жизнеутверждающие картины.

 Учитесь понимать и принимать своих детей! Любите их и не "ломайте" под себя, принимайте их индивидуальность и неповторимость. Как нет одинаковых детских рисунков, так нет и одинаковых детей!



Советы родителям будущих первоклассников


Необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего малыша. Дело в том, что особенно в возрасте 6-10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными, любимыми и хорошими.  Поэтому для пап и мам, бабушек и дедушек это реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению. 
Чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутреннее ощущение перехода в новое качество «ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьёзному шагу ребёнка («Ты теперь ученик, большой мальчик, у тебя новые, серьёзные обязанности»). Конечно, ваш ребенок будет продолжать играть и в куклы, и в машинки, но нужно давать установку на «взросление». А это не только новые обязанности, но и новые возможности, более сложные поручения и определённая самостоятельность. Контроль необходим, но всё же постарайтесь дать возможность вашему первокласснику «подрасти» в своём мироощущении, почувствовать себя старше.

У каждой личности должно быть своё пространство. Если у ребёнка нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место. 
Пожалуйста, дорогие родители, не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Количество не всегда переходит в качество! Кроме того, длительным написанием палочек и крючков можно надолго отбить охоту к учёбе.
Памятка родителям первоклассников

1. Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё только учиться управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не воспитать в нем ненужную неуверенность в себе.

2. Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.

3. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.

4. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.

5. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям).

6. Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания.
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, аккуратно есть и т.д

7. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если последние становятся систематическими. Все проблемы с учебой, поведением и здоровьем гораздо проще решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами!

8. На сегодняшний день одной из самых распространенных родительских ошибок является стремление вырастить вундеркинда. Еще до поступления в школу ребенка обучают большей части  учебной программы первого класса, и ему становится неинтересно на уроках. Конечно, родителям хочется,  чтобы их ребенок хорошо учился и вообще был «самым-самым». Однако, если Ваш ребенок действительно гений, то он все равно  проявит себя. А перегрузка ребенка занятиями может сказаться на его здоровье и желании учиться.     Подготовка ребенка к школе должна заключаться просто в его общем развитии – процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики. Необходимо заниматься не закладыванием в ребенка различных знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем мире.

9. Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребенка не будет проблем с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.

10. Обязательно соблюдайте режим дня и прогулок! От этого зависит здоровье Вашего ребенка, а значит и его способность лучше и проще усваивать учебный материал! Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не перенапрягаясь, а, следовательно, и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые простудные заболевания, слезливость, грубость, головные боли и т.д.). Особенно это касается тех детей, у которых с рождения присутствует повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость или какие-либо неврологические осложнения. В таком случае правильный и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы. 

11. Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть (особенно это касается 6-леток). Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия (например: левый – правый).

12. Ограничьте время нахождения Вашего ребёнка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что времяпрепровождение перед телевизором и за компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряжённого дня. В отличие от взрослых, оба этих занятия действуют возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребёнка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и др.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. 

Необходимые условия успешного воспитания и обучения в школе 

Уважаемые родители!

1.Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте в нём порядок.

2.Перед началом выполнения домашнего задания выключите радио, телевизор. Не мешайте детям излишними замечаниями, громкими разговорами.

3.Не сидите с ребёнком за уроками, но ежедневно проверяйте их. Учите задания выполнять быстро, чётко, не отвлекаясь.

4.Научите ребёнка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:
- собрать школьные принадлежности ;
- подготовить обувь, одежду.

5.Рационально организуйте режим дня

6.К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к результатам его деятельности.

7. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра.











Комментариев нет:

Отправить комментарий