Советы родителям

Советы и методические рекомендации родителям по развитию моторики пальцев рук детей.

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. М.М.Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность Центральной Нервной Системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причём не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции. Кроме того, эта часть работы легко доступна заинтересованным родителям.
Виды детской деятельности,  которые  можно  использовать для развития мелкой моторики пальцев рук:
1. Рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание, мозаика и др.
2. Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
3. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него.
4. Пальчиковый театр.
5. Упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов).
6. Кистевые эспандеры для развития мышечной силы кистей рук.
7. Сухие бассейны (в ёмкость заполненную горохом, фасолью или крупой кладутся несколько мелких игрушек, подойдут игрушки из «Kinder-Surprise», затем ребенок  пытается не используя зрение, на ощупь, найти игрушки и опознать их) .
8. Грецкие орехи для самомассажа кистей рук.

Примеры упражнений:
Родителям детей до 3 лет рекомендуется применять:
1. Поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью.
2. Упражнения на сгибание и разгибание пальцев.
3. Перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких.
4. Пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями. Например:
Сорока, сорока. Где была? Далеко!
Кашку варила. (Водить по ладони ребенка пальцем — «варить кашку»)
На стол становила. На крыльцо скакала. Гостей поджидала («скачущие движения»).
Этому кашки, этому простоквашки, этому калины, этому малины (Сгибать каждый палец ребенка, начиная с большого).
А этому — шишок, шишок под носок! (Не сгибать мизинец ребенка, слегка
массировать «чтобы он быстрее, рос»).
Он мальчик мал, крупку не драл, по воду не ходил, кашку ему не дадим!

Дети 3—7 лет для развития мелкой моторики должны:
1. Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
2. Запускать пальцами мелкие «волчки».
3. Разминать   пальцами   пластилин   и   глину,   лепить   различные поделки; сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»).
4. Делать кулачки «мягкими» и «твердыми».
5. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
6. Махать в воздухе только пальцами.
7. Собирать все пальцы в щепотку.
8. Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
9. Завязывать узелки на шнурке, веревке.
10. Застегивать (расстегивать) пуговицы.
11. Играть с конструктором, мозаикой.
12. Складывать матрешки.
13. Рисовать в воздухе.
14. Мять руками поролоновые шарики, губки.
15. Рисовать, раскрашивать, штриховать.
16. Резать (вырезать) ножницами.
17. Плести из бумаги коврики, корзинки, косички.
18. Шить, вышивать, вязать.
19. Выполнять аппликации.

Заниматься с детьми следует заниматься ежедневно по 10-15 минут (в зависимости от возраста).
Советы родителям леворуких детей:
Леворукость не определяется как патология и для беспо­койства нет причин.
Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.
Владение ребенком той или иной рукой в качестве ведущей следует рассматривать как проявление индивидуальности в пределах нормы.
Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период) и другие причины.
Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям. Переучивание ребенка (изменение его специфических качеств) влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость; невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание). У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.
Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею.
Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.
В процессе развития у ребенка может самостоятельно произойти смена доминирующего полушария, после чего у праворукого ребенка может развиться так называемое «скрытое левшество» (критический период — 11 —12 лет).
Смену доминирующего полушария у ребенка следует принять как естественное проявление развития.





Комментариев нет:

Отправить комментарий